ИЗГОТОВЛЕНИЕ ВИТРАЖЕЙ (ТИФФАНИ, ПЛЕНОЧНЫЕ, ЗАЛИВНЫЕ)

 

 

 

Краткая история

 

Слово «витраж» произошло от французского vitre (оконное стекло). Вероятно, самой первой витражи стала использовать католическая церковь. Произошло так потому, что свет, проходя через витраж, окрашивается в его цвета и создает особую эмоциональную атмосферу, что особенно важно именно в храмах. Произошло это приблизительно в первом тысячелетии нашей эры. Один из самых первых, известных нам сейчас, витражей был обнаружен в монастыре Святого Павла в Англии. Он датируется 686 годом нашей эры.

 

Наивысшего расцвета витражное искусство достигло в Италии в эпоху возрождения. В XIV-XV веках здесь возникли витражи принципиально нового типа. Это было связано с новыми приемами в изобразительном искусстве (применение перспективы, светотеневое моделирование) и новыми техниками производства стекла для витражей.

 

XVI-XVII века — упадок витражного искусства. Техника витража, собирания из кусочков стекла картины, постепенно вытесняется росписью, и непрозрачными эмалями в том числе. Секреты многих мастеров были потеряны, стеклодельческие центры в странах Западной Европы закрывались. Такой упадок витражного искусства длился до начала XIX века. 

 

В конце XVIII — начале XIX веков началась новая история витражного искусства. Эта эпоха характеризуется увлечением неоготикой, поэтому мода на витражи вернулась. Стеклоделие было возрождено, а отношение к витражам поменялось. Витражи перестали быть предметом только лишь церковного декора, хоть и сохранили сакральный смысл. Витражные произведения теперь стали атрибутом и светской архитектуры, их заказывали не только церкви, но и богатые буржуа. Именно европейские неоготические тенденции повлияли на появление витражей в России.

 

Этому всплеску интереса к витражам способствовало распространение стиля модерн. Сами элементы стиля модерн, такие как, графичность контуров, декоративность, ажурность — очень подходили природе витражей. Сама техника создания витражей была создана как будто специально для этого стиля.

 

В конце XIX – начале ХХ веков витражи стали настолько популярны, что в Европе и Америке создалось большое количество предприятий, которые выпускали витражи в промышленных масштабах. К ним относились, например, «Гильдия века»,  «Моррис, Маршалл, Фолкнер и К°» (Англия), фирмы  Тиффани и Лафаржа (США).

 

Луис Комфорт Тиффани — один из наиболее известных представителей витражного искусства мира.

 

Технология изготовления витражей Тиффани названа по его имени. В конце 19 века он впервые создал опаловое стекло, которое обладало необыкновенными эстетическими свойствами. Богатые оттенки и неповторимый внутренний свет стекла поражали воображение. Изысканные плавные рисунки, получавшиеся благодаря новой технике, были удивительны для эпохи, знавшей только строгую геометрию свинцовых витражей.

 

Тиффани известен во всем мире как художник стекла. Стекло было средой, в которой он преуспел, и открыл безграничные возможности для творчества, что позволило ему оптимально реализовать свои эстетические идеи. Под его непосредственным руководством, ремесленники в своих студиях выпустили тысячи витражей и ламп, столовых приборов, мозаик и самых роскошных стеклянных украшений. 

 

Витражное искусство развивается и в наше время. Современные витражи сочетают в себе и классические, и новаторские технологии. Стали популярными различные способы имитации витража (фальш-витражи) на цельном стекле, но и настоящие витражи не сдают позиций. Ведь они так же, как и много лет назад, способны поражать воображение, притягивать взгляд, а это значит, что популярны они будут всегда.

 

 

Витражи Тиффани

   

   

      

 

Технология Тиффани дорогостоящая, поскольку требует выполнения большей части работ вручную. К тому же, тонкая деталировка предполагает наличие огромного количества мелких стеклянных фрагментов. Однако цена оправдана, ведь заказчик получает эксклюзивное, филигранное произведение декоративно-прикладного искусства, изготовленное в единичном экземпляре.

 

Витражи Тиффани уникальны тем, что картина получается двухсторонней. Более того, для составления рисунка может использоваться рельефное стекло, что делает конечное изображение объемным. Поэтому возможности использования таких витражей в интерьере практически безграничны.

  

Изготовление художественного витража по технологии тиффани начинается с изготовления эскиза. Эскиз разрабатывается с учетом хрупкости стекла и всевозможных приемов его обработки. Например, невозможно простым стеклорезом вырезать деталь с внутренним углом.

 

После того, как эскиз готов следует изготовить чертеж, который некоторые называют «картон». Он представляет собой лист бумаги или пленки с нанесенным контуром рисунка витража в натуральную величину. На «картоне» обычно указывают всю необходимую мастеру-витражисту информацию: распределение деталей по цветам, какой стороной стекла (лицевой или изнаночной) выкладывать определенные детали, также, если в данном эскизе имеет значение направление рисунка стекла, на таких деталях указывают направление.

 

После этого детали витража нарезаются вручную в строгом соответствии с эскизом.

 

После того как деталь вырезана ее необходимо обработать на машинке Kristall. Обработке подвергается край детали, для того, чтоб острые углы не повредили медную ленту. При данной процедуре можно подкорректировать форму детали. При окончательной подгонке деталей витража, необходимо учитывать, что между деталями должен оставаться минимальный зазор, который уберется за счет обматывания деталей медной фольгой.

 

Перед спайкой торец каждой детали, по всему периметру, следует обмотать медной или латунной лентой. Фольга должна равномерно наклеиваться на кромку деталей и при этом равномерно загибаться за края, концы медной ленты должны заходить друг на друга на несколько миллиметров. Что бы фольга более плотно и ровно прилегала к детали, используют специальную пластиковую лопатку.

 

Готовые, обточенные и обмотанные детали выкладывают в соответствие с рисунком и для начала прихватывают в нескольких местах оловом. Перед спайкой швы протираются паяльной кислотой, затем витраж пропаивается уже целиком с обеих сторон.

 

После пайки, витраж тщательно промывается и высушивается, затем швы витража патинируются специальным составом (патиной) для придания швам витража необходимого цвета. Далее витраж опять тщательно моется, сушится и при необходимости швы натираются специальным составом, который препятствует окислению швов.

 

Замечательно смотрятся витражные вставки Тиффани, украшающие мебель. И это не только декоративные части шкафов-купе, но и мелкие элементы в столах, на дверцах кухонных шкафчиков, рамы для зеркал. Еще более привлекательный вид витраж обретает в подсвечиваемых (естественным или искусственным) светом местах: на оконной раме, в подвесном потолке.

 

Витраж, выполненный в технике Тиффани, поможет разделить пространство на различные зоны. Например, картина в дверях, ширма с вставками витража или витражная перегородка прекрасно справятся с данной задачей. При этом они хорошо пропускают свет.

 

Угроз человеческому здоровью витраж Тиффани не создает. Он не выделяет токсичных веществ, никоим образом не загрязняет атмосферу в комнате.

 

Срок  службы витражей Тиффани составляет в среднем 30-100 лет. При этом многое зависит от условий эксплуатации.Витражи Тиффани довольно непритязательны и не требуют особого ухода.

 При этом желательно придерживаться некоторых правил:

 

 

 

 

Пленочный витраж

 

Технология изготовления витражей с помощью пленки – одна из самых «молодых», она появилась в США в середине 70-х годов прошлого века.

 

Пленочные витражи на окнах внешне очень похожи на настоящие витражи, изготовленные по классической технологии или в технике Тиффани, однако при их изготовлении используются не разноцветные витражные стекла, а специальная витражная пленка.

 

Суть технологии состоит в наклеивании на основу специальной пленки имитирующей цветное стекло согласно эскизу рисунка. На стыки пленки, с обеих сторон, наклеивается специальная свинцовая протяжка. Протяжка может иметь различную ширину и цвет. При создании витражей по данной технологии используются популярные пленки , такие как Decra Led, d-c-fix и Oracal.

 

 

 

Так же при изготовлении витража по пленочной технологии могут применяться стеклянные элементы (фацеты или бэвелсы), которые наклеиваются на стекло с помощью УФ клея и тоже обрамляются свинцовой протяжкой.

 

Одно из основных требовании при изготовлений пленочного витража — это полное отсутствие пыли в цеху, во избежание попадания пыли между пленкой и поверхностью стекла.

 

Пленочные витражи могут использоваться практически в любом интерьере. Сфера их применения не ограничена — потолки, стеклянные двери и перегородки, ниши с подсветкой, мебельные фасады, зеркала, шкафы-купе, окна и лестничные пролеты.

 

Вся прелесть пленочных витражей на окнах в том, что их вес практически не отличается от веса обычного оконного стекла.

 

В качестве основы для изготовления пленочных витражей, может служить абсолютно любой лист гладкого стекла подходящей формы и размера. Причем это может быть обычное стекло, акриловое, закаленное или триплекс, также может использоваться гнутое (радиусное) стекло.

 

Выбор стекла для пленочного витража зависит от потребностей заказчика. Если основная цель — создание легкого оконного витража, то лучше использовать поверхность оконного стекла. Такое стекло не даст дополнительной нагрузки на оконную раму, и довольно удобно в установке.

 

Если же предполагается создание оконного витража повышенной прочности, то в качестве основы следует выбрать такие стекла как триплекс и закаленное. Объясняется это тем, что триплекс способен выдержать сильный удар и удержать осколки.

 

Для декорирования пленочным витражом ниш из гипсокартона в потолке или стене за основу следует брать акриловое или органическое стекло (оргстекло), которое намного безопаснее обычного стекла. Но следует помнить о том, что при большой площади такой витраж следует разбивать на дополнительные сегменты во избежание провисания основы.

 

 

Следует отдельно сказать о витражной пленке, используемой в работе. Витражная пленка содержит несколько слоев. Цвета и всевозможные эффекты достигаются применением красителя на чернильной основе, находящегося между двумя слоями, устойчивыми к внешнему воздействию. В составе красителя содержится УФ-ингибитор, который придает высокую цветовую стабильность краскам после нанесения пленки на стекло. Поэтому насыщенность цвета пленки при постоянном ультрафиолетовом излучении, по данным производителя, в течение 10 лет может снизиться не более, чем на 2%. Данная пленка устойчива к широкому спектру температур от -45°С до +135°С.

 

При испытаниях, в которых с помощью ультрафиолета и влажности имитировалось старение поверхности, прочность окраски витражных пленок оказалось настолько сильной, что заработала 7 баллов из 8 возможных по шкале Бленоула. Помимо прочности краски витражные пленки поглощают до 90% натурального излучения УФ, что помогает избежать развития такого заболевания как меланома (рак кожи). Окраска пленки производится вручную, при этом ни один лист не повторяется.

 

Пленочный витраж — это изделие ручной работы из эксклюзивных материалов. Каждый макет требует индивидуального подхода и длительной кропотливой работы специалистов. Сроки изготовления также зависят от множества факторов: сложности витража, наличия выбранных материалов на складе, количества изделий в заказе.

 

В среднем срок службы пленочного витража -15-30 лет. Все зависит от того как соблюдаются правила ухода за изделием.

 

 

 

 

Чтобы пленочный витраж прослужил как можно дольше, необходимо придерживаться следующих правил:

 

  

 

Заливной витраж

 

 

         

 

 

По некоторым данным заливные витражи впервые появились в Европе в XIV веке. Это было связано с трудоемким процессом изготовления классических витражей, имевших ко всему большой вес и хрупкость, что не всегда подходило для украшения некоторых предметов интерьера.

 

Изначально в качестве заливки использовались краски на минеральной основе. Однако они имели короткий срок службы: быстро выгорали, трескались. Впоследствии их стали подвергать обжигу в специальных печах под действием высокой температуры, благодаря чему рисунок приобретал прочность и долговечность.

 

В 70-х годах XX века в Великобритании создается машина для нанесения полимерного контура, которая значительно сократила сроки изготовления заливного витража. Минеральные краски были заменены на акриловые и лаки на эпоксидной основе. Все это значительно ускорило процесс изготовления заливного витража, а также усилило их влагостойкость и увеличило срок эксплуатации.

 

Процесс совершенствования данной техники достиг того, что в настоящее время создание контура заливного витража частично автоматизирован и компьютеризирован, но также может выполняться полностью вручную.

 

Основным этапом является создание эскиза витража с учетом пожеланий заказчика, либо выбор существующего витража из каталога.  Далее рисунок будущего витража создается на компьютере и, согласно эскизу, полимерный контур изображения наносится специальным программно-управляемым оборудованием на стекло. 

Для этого используется специальная контурная краска по стеклу. Контуры имитируют швы классического витража и создают небольшие «бортики», которые не позволяют смешиваться краскам различных цветов. После нанесения таких контуров необходимо дать им высохнуть в течение суток или чуть больше. Далее уже ручным способом при помощи кисти или аэрографа в межконтурное пространство заливаются краски или лаки необходимых оттенков.

 

 

         

 

Данная технология может использоваться для создания простых и сложных графических изображений для окон, дверных панелей, зеркал, дверок шкафчиков и т.д. Не менее самобытно и ярко такие витражи смотрятся на потолочных конструкциях, в нишах и дверях.

 

 

Заливные витражи обладают рядом таких преимуществ как:

 

 

 

 

 

 

Посмотреть остальные примеры готовых изделий

 

  

 

 

ФЬЮЗИНГ

 

 

Фьюзинговый витраж был изобретен в 1990 годах ХХ века в Германии. Это сравнительно новый способ изготовления витражей, основанный на спекании стекла в специальной печи при температуре до 800°С. Под воздействием температуры стекло плавится, образуя однородную массу.
 
В витраже фьюзинг отсутствуют металлические соединения между стеклами, как в витраже Тиффани. Рисунок выкладывают по эскизу на стеклянном листе используя кусочки цветного стекла определенной формы и размера. Затем композицию помещают в печь, где кусочки стекла как бы вплавляются друг в друга и в основу, образуя надежное соединение.
 
Использование спекания  позволяет создавать художественное стекло, не подверженное старению и изменению цвета, с уникальной фактурой и широкой цветовой гаммой. Можно сделать рисунок объемным и выпуклым, или сделать его почти плоским. В результате появляется желаемая фактура, образуется нужная толщина и рельеф стеклянного изделия. Технология фьюзинг не позволяет получить четких контуров изображения. Цвета наплывают друг на друга, создавая эффект, напоминающий акварель. Витражи Фьюзинг ограничены размером печей. Фьюзинг не боится воздействия влаги.

 
Витражи применяются:
 

 
Рекомендации по уходу за фьюзингом:
 

 

Вверх